Дневник наблюдений за растениями домашняя мята

Проект «Вот так чудо — эта мята»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №20
(МАОУ СОШ №20)

Направление: «БЕРЕГИ ЗДОРОВЬЕ СМОЛОДУ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ВОТ ТАК ЧУДО – ЭТА МЯТА!»

Руководители: Акбердеева Хариса Ахметулловна

Акбирдеева Римма Альбертовна

Тип проекта: информационный, практико-ориентировочный

Вид проекта: групповой

Продолжительность: 2 месяца

Возрастная группа: дети 6-7 лет

Участники: педагоги, дети и их родители

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,

Лев Семёнович Выготский.

Актуальность:

Наблюдая, как из семечка вырастает растение, узнавая его целебные свойства, дети учатся беречь и понимать окружающую природу. Данный проект направлен на развитие поисково – познавательной деятельности детей и будет способствовать обогащению экологического опыта у дошкольников.

Цель: расширение и систематизация знаний о выращивании лекарственных растений из семян.

— познакомить со способами выращивания растений из семян;

— расширить представления детей о лекарственных растениях, знакомство с мятой, ее особенностями;

— учить самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, связно и четко высказывать;

— закрепить умение выполнять простейшие трудовые операции по выращиванию растения.

Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Организационные формы работы дошкольников над проектом:

— организованная образовательная деятельность,

— наблюдения и труд в природе,

— чтение художественной и энциклопедической литературы,

— проведение ситуативных бесед,

— совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

Методы и приемы:

— сбор и обработка информации,

— работа с литературой,

Содержание работы:

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдения в природе:

— рассматривание и сравнение семян перед посадкой,

— наблюдения за всходами,

— ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья

Экспериментальная деятельность:

опыты: «Как растение пьет воду?», «Зачем растениям корешки?»

Игровая деятельность:

— дидактические игры: «О чем говорят названия растений?», «Собери

растение», «Назови растения»,

— сюжетно-ролевые игра: «Семья» (ситуация: «Чаепитие»);

— подвижные игры: «Мы не скажем, а покажем».

Чтение литературы:

— «Сказка о мяте», И.Ревю «Ароматная мята», Т.Крюкова «Лесная аптека», поговорки, загадки, стихи о мяте.

Театрализованная деятельность

— Инсценировка сказки «История одной принцессы».

Трудовая деятельность

Труд в природе: посев семян в питательную почву, полив растений

Работа с родителями

— консультация «Польза мяты»;

— организация «семейного» огорода на подоконнике.

Чтение литературы:

— «Сказка о мяте», И.Ревю «Ароматная мята»,Т.Крюкова «Лесная аптека»,

Н.Анишина «Азбука лечебных трав», поговорки, загадки, стихи о мяте.

Театрализованная деятельность

— Инсценировка сказки «История одной принцессы».

Трудовая деятельность

Труд в природе: посев семян в питательную почву, полив растений

Работа с родителями

— консультация «Польза мяты»;

— организация «семейного» огорода на подоконнике.

Содержание работы:

Познавательное развитие:

— беседы «Признаки роста растений», «Алгоритм ухода за растениями в огороде на подоконнике», «О пользе растений для людей», «Мята. Полезные свойства»;

— проведение опытов: «Как растение пьет воду?»

— труд в природе: высеивание семян в почву и дальнейшему уходу за

— наблюдение за произрастанием семян и появлением всходов.

Речевое развитие:

— ознакомление с поговоркой: «У мяты целебный лист – чай с ней вкусен и

душист», загадывание загадок, чтение стихов о мяте.

— чтение художественной литературы по теме проекта.

Задача: сбор сырья и пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта.

Содержание работы:

— проведение опытов: «Как растение пьет воду?», «Зачем растениям корешки?»,

— подготовка к пересадке растений, с огорода на подоконнике в грунт на участок детского сада.

Заключительный этап

Ожидаемые результаты

— формирование умений и навыков по выращиванию растений, используя

полученные знания (обогащение жизненного опыта детей);

— формирование умений наблюдать, анализировать, делать выводы.

— установление партнерских взаимоотношений с детьми в ходе совместных

наблюдений в природе;

— труд в природе: совместное выращивание растений из семян в «семейном»

огороде на подоконнике.

— распространение и обобщение опыта;

— внедрение детского экспериментирования в различные виды работ по

познавательному развитию дошкольников.

Где и как применяется мята?

Из мяты получается великолепный мёд. Мёд, собранный пчелами с цветков мяты, янтарный, приятного вкуса, ароматный, чуть холодящий.

Из свежих листьев и побегов мяты получают эфирное масло. Эфирное масло — это пахучая жидкость, которую делают из пахучих растений. С древних времен из масла мяты делали духи с освежающим ароматом.

Если на подушку капнуть несколько капель мятного масла, то комары и москиты и близко не подлетят — боятся они запаха мяты.

Врачи-стоматологи хорошо знакомы с мятой. Стоматолог — это зубной врач, лечащий зубы, десны, все что находится во рту. Мятным эликсиром полощут рот, а также мяту добавляют в зубную пасту, так как она придает свежесть дыханию и уничтожает бактерии.

Кулинары тоже весьма уважают мяту за ее холодящий вкус и аромат. Кулинар — это человек, который умеет вкусно готовить еду. Свежие листья добавляют в салаты, супы, мясные и рыбные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей: пряники, леденцы и др..

В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах и многих других заболеваний. Если человек устал или его укачивает на корабле, можно подышать ароматом масла из мяты, и все пройдет.

Знаем мы про мяту много

Чай с ней пьем, конфеты любим

По утрам и вечерам зубы чистим

С пастой мятной.

Ну, а если под подушку мы положим

Сладкий сон нам обеспечен.

Пусть растет она везде!

Инсценировка сказки «История одной принцессы»

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2807 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 799 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 404 человека из 75 регионов
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Акбердеева Хариса АхметулловнаНаписать 1078 07.04.2019

Номер материала: ДБ-543600

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Конспекты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    07.04.2019 107
    07.04.2019 235
    07.04.2019 426
    07.04.2019 171
    07.04.2019 229
    07.04.2019 164
    07.04.2019 543
    07.04.2019 541

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также  Протея цветок в домашних условиях

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дневник наблюдений за растениями домашняя мята

· формировать у детей представление об отличительных признаках комнатных растений: растут в комнате, растут в цветочных горшочках, за ними ухаживают люди;

· развивать желание познавать природу;

· воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям, желание заботиться о них.

Обратить внимание детей на растения уголка природы. Пояснить, что это комнатные растения, поэтому растут только в комнате, они любят постоянное тепло, поэтому на улице не могут жить.

Предложить детям посмотреть и ответить, в чем растут комнатные растения (в горшочках), что насыпано в горшочек (земля). Горшочек – это «домик» для комнатного растения, поэтому с ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить, и следить за его чистотой.

Рассказать, что за комнатными растениями надо ухаживать. Продемонстрировать способ ухода (полив). При этом педагогический работник дает детям простые поручения: подержать лейку, поставить ее на место и т. п.

2. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ ПОМЕЩЕНИЕ

· формировать у детей представление о строении комнатного растения: цветок, листья;

· развивать умение замечать красоту комнатных растений;

· воспитывать желание заботиться о комнатных растениях.

Предложить детям найти в помещении комнатные растения и подойти к ним.

Обратить внимание детей на то, что растения красивые: у них красивые цветы (какого цвета?), красивые листья (какого цвета?). Листья красивые , потому что они чистые и блестящие.

Рассказать о том, что за растениями надо ухаживать, тогда они будут украшать нашу комнату. Продемонстрировать способ ухода за комнатными растениями (удаление пыли с листовой пластины). При протирании листьев педагогический работник обращает внимание детей на то, какими стали листья (чистыми, красивыми, блестящими).

3. ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (ОГОНЬКОМ)

· формировать у детей представление об отличительных признаках комнатного растения огонька;

· продолжать формировать представление о строении комнатного растения: цветок, листья, стебель;

· развивать умение замечать красоту комнатных растений;

· воспитывать желание познавать мир растений.

Предложить детям посмотреть на красиво цветущее комнатное растение, пояснить, что это растение называется огоньком. Объяснить, что название «огонек» растение получило благодаря своим ярким цветам.

Игра «Покажи, что назову». В процессе игры педагогический работник обращается к детям с просьбой показать части растения: цветок, листья, стебель. После показа конкретной части растения организовать ее рассматривание: какого она цвета, формы, величины.

4. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

· формировать у детей представления о способе ухода за комнатными растениями: поливе;

· формировать представления о свойствах почвы (сырая и сухая);

· воспитывать желание заботиться о комнатных растениях.

Предложить детям найти в уголке природы комнатное растение огонек и потрогать почву в цветочном горшочке. Объяснить, что когда в цветочном горшке почва сухая, то это говорит о том, что растение очень хочет пить.

Показать лейку, налить в нее воды, продемонстрировать процесс полива: носик лейки следует ставить на край горшочка, воду лить осторожно, на почву.

Предложить нескольким детям полить растения (на первых порах держа руку ребенка с лейкой). В процессе полива растения детьми читать стихотворение, вставляя имя ребенка:

Катя леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

5. ПОЧЕМУ НАДО ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

· формировать у детей представление о потребности комнатных растений в воде;

· развивать умения различать и называть свойства почвы (сырая и сухая);

· развивать умение осуществлять элементарный уход за комнатными растениями: полив;

· воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям.

Предложить детям найти и показать в уголке природы комнатное растение огонек. Обратить внимание детей на то, что после выходных у растения опустились листочки. Спросить, почему растение стало таким грустным, невеселым. После ответов детей объяснить, что растение живое, оно хочет попить водички. Чтобы растения были здоровые, веселые, с крепкими листочками, их надо регулярно поливать.

Для того чтобы не забывать поливать растения, педагогический работник предлагает поставить в уголке природы картинку с изображением лейки. Далее детям предлагается полить комнатные растения.

Через некоторое время следует обратить внимание детей на то, что листочки у огонька поднялись, стали крепенькими.

6. ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ КРАПИВКОЙ (КОЛЕУСОМ)

· формировать у детей представление о комнатном растении крапивке (колеусе);

· развивать умения различать и называть части комнатного растения: листья, стебель;

· развивать умение замечать красоту комнатных растений;

· воспитывать желание познавать мир растений.

Предложить детям найти в уголке природы растение с красивыми яркими разноцветными листьями. Пояснить, что это растение называется крапивкой.

Обратить внимание детей на красивые листья, покрытые шерстистыми волосками, на их зубчатые края. По форме они очень похожи на листья крапивы, только при прикосновении не обжигают рук.

Игра «Назови, что покажу». В процессе игры педагогический работник предлагает детям назвать части растения, которые он показывает: листья, стебель. После показа конкретной части растения педагогический работник организует ее рассматривание: какая она по цвету, форме, величине.

7. ПОЧЕМУ НАДО РЫХЛИТЬ ПОЧВУ В ГОРШОЧКАХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ?

  • формировать у детей представления о способе ухода за комнатными растениями: рыхлении;
  • развивать умения различать конкретные виды комнатных растений;
  • развивать умения различать свойства почвы (рыхлая, мягкая, плотная, твердая);
  • воспитывать гуманное отношение к комнатным растениям.

Предложить детям найти комнатные растения огонек и крапивку и потрогать почву. Обратить внимание детей на то, что почва в одном цветочном горшочке очень твердая, плотная, в другом — рыхлая и мягкая.

Полить растения и предложить детям посмотреть на то, как водичка впитывается в рыхлую и плотную почву. Объяснить, что когда в цветочном горшке почва такая плотная, то растению приходится очень тяжело: оно не может попить водички.

Показать и назвать палочку-рыхлитель, медленно продемонстрировать процесс рыхления: палочка вставляется в почву, слой почвы сдвигается, палочка достается и переставляется с другое место. Рыхлить нужно вдоль стенок горшочка. Сделать акцент на том, что таким образом мы помогли растению: оно сможет попить водичку.

Рублевская Е. А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е. А. Рублевская. – Минск: Аверсэв, 2018, стр. 19-23.

Фенологические наблюдения за растениями в период с 8 по 19 марта.

Дата прохождения маршрута 08.03.2020
Начало маршрута Россия, Самара, парк Победы
Конец маршрута Россия, Самара, аллея Ветеранов
Протяженность маршрута 1 км
Время в пути 0,5 ч
Краткое описание маршрута Вход в парк с улицы Аэродромная у часовни Бориса и Глеба. Потом по аллее я прошла к вечному огню. От него я направилась к пруду у дворца Ветеранов. От пруда повернула в сторону фонтанов, прошла мимо детских площадок и по тропинке вышла к аллеям Призывника и Ветеранов.
Состояние маршрута Отличное
Описание растительного мира Сирень

Фенологические наблюдения

за растениями в период

с 8.03.2020. по 19.03.2020

в городе Самара.

Работу выполнила ученица 6 Б класса

МБОУ Школы № 66 г.о. Самара

учитель биологии и географии

Романова Нина Александровна.

Наблюдения за растениями проводились в парке 35-летия Победы в городе Самара. Парк находится в хорошем состоянии: деревья регулярно подвергаются обрезке, побелке, в засушливую погоду поливаются. Больные и погибшие деревья спиливаются, на их месте сажают новые деревья (чаще яблони, боярышник, берёзы, каштаны, ели, туи). При закладке парка были посажены аллеи пирамидального тополя, липы широколиственной, берёзы бородавчатой, лиственницы сибирской, ели европейской, ясеня. Среди них самостоятельно выросли клён американский, вяз, тополь. В парке всегда много людей, построены кафе, аттракционы, поэтому у деревьев часто обломаны ветки, а на коре можно увидеть надписи. Через парк проходят подземные канализационные системы, которые повреждают корни деревьев или повышают температуру вокруг дерева на несколько градусов. Это видно по более раннему таянию снега в этих местах и пару, выходящему из колодезных шахт. Вдоль дорожек стоят фонарные столбы, которые дают дополнительное освещение растениям в тёмное время суток.

Через этот парк я каждый день хожу в школу и наблюдаю, что в нём происходит. Маршрут по парку длится 20 минут, расстояние около 1 км. В марте в парке ещё лежит снег, на тропинках и пригорках он уже растаял. В общем, деревья перезимовали хорошо, погибших почек и веток очень мало, зима была не очень морозной. Сильно пострадали почки каштана и яблонь, так как они более теплолюбивые, чем другие деревья парка.

Для наблюдений я выбрала наиболее распространенные в парке деревья и кустарники: каштан конский, яблоня домашняя, липа широколистная, берёза бородавчатая, тополь пирамидальный, вяз, ясень, клён платановидный, клён американский, боярышник кроваво-красный, сирень, шиповник майский. Я взяла с каждого растения по веточке, принесла домой и поставила в вазу с чистой и сладкой водой. Вазы поставила на подоконник. Каждый день в 16-17 часов я буду измерять размеры почек растений, осматривать их. В 15 часов каждый день я буду осматривать выбранные мной растения в парке. Все наблюдения и измерения я буду фиксировать в дневнике наблюдений. Также я буду фиксировать погоду каждый день на всём протяжении наблюдения. Температура в комнате всегда постоянна – 23 0 — 24 0 .

Фенологические наблюдения за растениями в парке 8.03.2020.

Проект «Наблюдение за цветком»

Проект «Комнатное растение-колеус»

Цель исследования: Понаблюдать за комнатным цветком и выяснить, что влияет на его внешний вид.

Мы выдвинули гипотезу: В класс один ученик нашего класса принёс 2 горшка комнатного растения-колеус.Но цветы были совершенно разные.Нам захотелось выяснить, почему один и тот же цветок выглядит по-разному.

План работы над проектом: Провести опрос одноклассников для выяснения их знаний об уходе за комнатными растениями; Найти источники знаний для ответа на проблемный вопрос, провести наблюдение; Собрать информацию о колеусе; Узнать способы ухода за растением.

Продолжительность проекта: 4 месяца Предметы, класс: окружающий мир, технология, русский язык, математика, ИЗО 3 класс.

Планируемые результаты: заинтересовать ребят, вызвать интерес к наблюдениям и исследованию овладение учащимися универсальными компетенциями: познавательными и исследовательскими, коммуникативными . самореализация каждого ребёнка на основе проектной деятельности; сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей младших школьников.

I этап Найти в интернете и в книгах описание, уход и происхождение комнатного цветка Колеус Провести опрос среди ребят класса- Как ухаживать за комнатными растениями.

Результаты: Родиной колеуса считаются тропические леса Африки и Азии. Колеус — это многолетние травы или полукустарники с супротивными листьями. Русское название колеуса – крапивка, так как внешним видом он напоминает крапиву, только красиво окрашенную и без колючек. В нашей стране выращивают гибридные сорта колеуса. У колеуса яркие красивые листья. Главное украшение растения – листья. Они парные, длиной от 6 до 15 см чаще всего сердцевидные, но встречаются и овальной формы. У большинства видов листья заострённые; на них также имеется едва различимое опушение.

УХОД Для колеусов нужно выбирать самое светлое место, избегать прямых солнечных лучей. Колеусы нужно поливать нехолодной мягкой водой: летом – очень обильно, зимой – осторожно, не заливая. Летом нужно подкармливать через неделю, а зимой через две недели. Чтобы растение имело пышный красивый вид его нужно в раннем возрасте обрезать и прищипывать. Размножаются колеусы стеблевыми черенками и семенами.

АНКЕТА Какие комнатные растения ты знаешь? Кактус, фиалка, герань Умеешь ли ты ухаживать за комнатными растениями? Да- 2 чел. Нет — 7 чел. Как ты думаешь , влияет ли свет на внешний вид растений? Да — 2 чел. Нет- 7 чел. Хотел бы ты посадить своё комнатное растение и ухаживать за ним самостоятельно? Да-9 чел. Нет-0 чел. Нужны ли в вашем доме комнатные растения? Да-7 чел. Нет- 2 чел. Можно ли обрезать цветок? Да-0 чел. Нет — 9 чел.

Каждый ученик отломал черенок и поставил в воду. Началось наблюдение за цветком.

В конце нашего эксперимента каждый ученик забрал свой цветок домой, настолько они полюбили колеус. А то главный результат нашего проекта!!

Дневник наблюдений за природой

В советских школах ученикам младших классов нужно было вести «Дневник наблюдений за природой». Это, после прописей, была самая первая ТПО (тетрадь с печатной основой) тех времен. Сегодня во многих школах учителя не придают большого значения ведению таких дневников. И это плохо. Ведь наблюдать за природой очень интересно.

Для учеников ведение такого дневника — это своеобразный проект, даже, можно сказать, целая научная работа. Ведение записей не предполагает помощь родителей, маленький человек все делает сам. И это здорово!

Ведение Дневника наблюдений организует ученика, заставляет его обратить внимание на природу, взглянуть по-новому на приметы погоды, учит определять температуру по термометру, узнавать какой сегодня ветер и что несут в себе облака. Изучая приметы погоды и заполняя дневник, ребенок будет понимать, что происходит с растениями и животными при сменах времен года и изменениях погодных условий. Все эти наблюдения и записи научат маленького человека организованности, помогут сопоставлять факты и выводить закономерности. Это важно и познавательно!

ЧТО ТАКОЕ ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Итак, Дневник наблюдений — это тетрадь, где школьник будет записывать свои наблюдения за природой, делиться своими впечатлениями, делать опыты, выводы и зарисовки.

Я предлагаю не пользоваться готовыми печатными Дневниками наблюдений, а завести свой дневник. В этом случае маленькому исследователю не придется слепо следовать отпечатанным указаниям, и он не будет ограничен выделенным на страницах местом.

Свой дневник ребенок должен заполнять сам и сам решать, сколько места он потратит на запись, рисунок или вывод. Это творческий труд.

Лучше всего, по-моему, использовать для дневника альбом для рисования или большой блокнот с плотными листами. Это позволит наклеить на страницы листья разных деревьев, нарисовать картинку или даже написать маленький отчет.

Можно начать вести такой дневник с начала календарного года (1 января) или с начала учебного года (1 сентября). Здесь нет большой разницы. Часто начало учебного года больше организует ученика.

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Собирать сведения про погоду — интересное и увлекательное дело, которое помогает глубже проникать в тайны природы. Для этого я предлагаю школьнику вести свой дневник наблюдений. С чего же начать?

  1. Обложка.
    Чтобы тетрадка не потерялась и не запачкалась (а пользоваться ей нужно будет почти каждый день и иногда на природе), поместим дневник в подходящую обложку и напишем большими буквами «ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ». Можно указать свою фамилию (если хочется) и обязательно год, ведь в следующем году погода будет другая 🙂
    Для ребенка будет занимательно через несколько лет открыть тетрадку и посмотреть, что было в этот день, какая стояла погода.
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунок или попросить ребенка написать на ней (как в настоящем личном дневнике) для чего он и что туда будет записываться.
  3. Наблюдения
    Со следующей страницы начинаются наблюдения. Ставим число, месяц, год (если дневник начат с сентября) как в ежедневнике. Размечать каждую страничку сразу не стоит, ведь не известно сколько будет надписей в определенный день. Все зависит от настроения. Иногда будет всего лишь пару строк, а в другой день и двух страниц будет мало.

Итак поставили число — рядом записываем какая в этот день погода. Тут пригодятся условные обозначения. Ребенок может придумать их сам или воспользоваться уже готовыми.

Температура воздуха, направление ветра и его скорость, осадки, роса, изморозь, иней, туман, виды облаков и т.д. Все это маленький исследователь может изучать и записывать постепенно, знакомясь с явлениями погоды.

  • Рисунок или рассказ
    Мало просто одних условных значков. Иногда такое настроение, что хочется его выразить в рисунке, рассказе или даже стихотворении. И не нужно себя останавливать. Хочется — вперед к творчеству!
    Распустились головки одуванчиков — нарисуем их во всей красе. Опали листья с деревьев — соберем, высушим и вклеим их в дневник. Гуляли по лесу — запишем, что видели и слышали.
  • Задания для Дневника наблюдений

    Кроме всего вышеперечисленного, я хочу предложить еще задания, с которыми будет интереснее и веселее заполнять тетрадь. Эти вопросы разграничены по месяцам, но выполнить их можно в любой подходящий день. Ведь природа порой преподносит сюрпризы. Так снег может выпасть только в январе, или отлет птиц начнется раньше срока.

    ЗАДАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ

    Собери опавшие осенние листья клена, осины, липы, дуба, березы и рябины. Высуши и вклей в дневник.
    Запиши, когда забагрянили осиновые листья. Наблюдай за образованием птичьих стай, — запиши день отлета птиц на зимовку.
    Отметь день, когда созрели плоды боярышника, облепихи, клюквы и других растений. Запиши как меняется поведение птиц и зверей в дни непогоды.
    Запиши день, когда увидел первый лед на лужах.

    ЗАДАНИЕ НА ОКТЯБРЬ

    Отметь начало массовою отлета птиц; какой формы стаи гусей, диких уток, журавлей и других птиц?
    Когда созрели плоды рябины? Отметь в дневнике дни с первыми заморозками.
    Когда появились наши зимние гости — снегири и свиристели?

    ЗАДАНИЕ НА НОЯБРЬ

    Запиши все ли растения сбросили листья к зиме. Зарисуй веточки нескольких деревьев. Отметь когда озеро, пруд или река покрылись льдом.
    Подготовь зимние кормушки для пернатых друзей. Отметь какие птицы прилетают к кормушке.

    ЗАДАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

    Запиши какое чаще всего небо, какими оно покрыто облаками. Отличается ли зимнее небо от осеннего?
    Поймай на рукавичку или рукав пальто снежинку. Рассмотри ее. Зарисуй снежинку в тетради. Посмотри как лежит снег возле дома, в поле, на дороге. Где его больше? Зарисуй.

    ЗАДАНИЕ НА ЯНВАРЬ

    Отметь дни с самыми сильными морозами. Не забывай подкармливать птиц — следи, чтобы в кормушках вовремя появлялся корм для пернатых друзей.

    ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ

    Отметь самые холодные дни и дни оттепелей. Запиши как ведут себя птицы и звери в разную погоду. Какие птицы чаще прилетают к твоей кормушке? В какое время дня их больше всего?

    ЗАДАНИЕ НА МАРТ

    Записывай в свой дневник когда начался ледоход, сколько дней он длился. Голоса каких перелетных птиц ты слышал? Какие насекомые проснулись первыми? Когда зацвела ива и черемуха? Как ведут себя скворцы возле домика, который ты для них смастерил?

    Сделай наблюдение — повесь термометр на солнечном месте и запиши его показатели. Перевесь термометр в тень и через некоторое время также запиши какую он показал температуру. Сравни показатели, сделай вывод.

    ЗАДАНИЕ НА АПРЕЛЬ

    Запиши когда зацвели подснежники. Укажи их правильное название.
    Если знаешь, напиши когда зацвели: мать-и-мачеха, гусиный лук, медуница, ветреница.
    Отметь когда растаял последний снег на поле и в лесу.
    Отметь месяц в котором было много ручейков.

    ЗАДАНИЕ НА МАЙ

    Когда была первая гроза? Когда листья на берёзе развернулись? Когда впервые встретил майских жуков? Когда в первый раз куковала кукушка? Когда услышал первое кваканье лягушки?

    Напиши, что ты видел во время прогулки по лесу или парку.

    ЗАДАНИЕ НА ИЮНЬ

    Понаблюдай за цветами. Когда они раскрывают свои венчики? Ты помнишь, что делают эти цветы в определенное время? Например, тюльпан открывается в 6 утра и засыпает в 5 дня. А как ведут себя другие цветы?
    Отметь день, когда можно было купаться в пруду или на озере, реке.
    Отметь день, когда расцвел шиповник — это начало лета!

    ЗАДАНИЕ НА ИЮЛЬ

    Был ли ты в поле, на лугу, в лесу, на речке или озере? Запиши, что видел и какие знакомые растения встретил. Опиши 1-2 незнакомых тебе растения. Сфотографируй их или зарисуй. Дома выясни как они называются.

    Собери во время цветения немного чабреца, ромашки, душицы. Чай с ними зимой очень вкусен.

    ЗАДАНИЕ НА АВГУСТ

    Лето такое щедрое на разные события, невозможно за всем уследить. Но не печалься: лучше иметь меньше записей в дневнике, но, чтобы они были более детальные. Проследи за появлением плодов и семян у растений. Отметь период массового вылета мух жигалок и слепней. Не пропусти прощальных трелей соловья и последнего кукования кукушки.

    В конце года можно пролистать дневник и составить табличку, из которой станет ясно сколько дней в году была хорошая или плохая погода.

    Сегодня в продаже имеются большие плакаты наблюдений за погодой на каждый месяц. Такой календарь погоды можно закрепить на стенд в классе и отмечать погоду там каждый день. А в конце года вместе со всем классом проанализировать, что получилось.

    Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!